пятница, 24 января 2014 г.

24 января День памяти репрессированных казаков


Реабилитация 
Российское государство официально признало преступления большевистского режима, что, безусловно, заслуживает большого уважения. 26 апреля 1991 года был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов», где отдельно указывалось и «казачество». Он начинается словами: «Обновление советского общества в процессе его демократизации и формирования правового государства в стране требует очищения всех сфер общественной жизни от деформации и искажения общечеловеческих ценностей». Принятый нормативный акт определяет «казачество» как культурно-этническую общность людей, в отношении которых на государственном уровне проводилась политика клеветы и геноцида. Примечательно, что «казачество» в данном документе стоит в ряду с другими национальностями, народностями и этническими группами, подвергшимися депортации и иным репрессиям. Закон предусматривает территориальную, политическую, социальную и культурную реабилитацию, которые суть: восстановление национально-государственных образований, право на свободное национальное развитие, возвращение в места традиционного проживания, возмещение нанесенного ущерба, причиненного репрессированным народам со стороны государства, и прочее. Здесь на лицо восприятие «казачества» как этнической категории, имеющей кровную преемственность от своих предков, репрессированных казаков. Некоторые «эксперты» сегодня трактуют закон несколько иначе. Они подчеркивают, что казачество в Законе 1991 года указано как «культурно-этническая общность» и противопоставляется нациям, народностям и этническим группам. Свое мнение каждый может составить сам, изучив статью 2 закона «О реабилитации репрессированных народов», где говорится: «Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения». На основании данного нормативного акта были реабилитированы многие малые народы РФ, в том числе и кавказские. Были приняты Указы Президента РФ от 25 декабря 1993 г. № 2290 «О мерах по реабилитации калмыцкого народа и государственной поддержке его возрождения и развития»; от 3 марта 1994 г. № 448 «О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития»; постановление Правительства РФ от 30 октября 1993 г. № 100 «О мерах по реабилитации карачаевского народа и социально-экономической поддержке Карачаево-Черкесской Республики» и т.д. В России сложилась практика, когда реабилитация, согласно с принятыми нормативными актами, проходила не только по отношению к народам, но и персонифицировано к жертвам репрессий. Механизм следующий. Органы внутренних дел выносят решения о реабилитации лиц, к которым применялась ссылка, высылка, спецпоселение. Прокуратура по материалам проверок составляет заключения и выдает справки о реабилитации. На основании этих справок органами социального обеспечения по месту жительства реабилитированного выплачивается компенсация. Отрицательное заключение с отказом в реабилитации направляется прокуратурой в суд для решения вопроса о восстановлении прав. 15 июня 1992 года вышел Указ Президента РФ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества». Там указывались следующие важные моменты: «Реабилитация отдельных казаков, незаконно подвергшихся уголовному преследованию и репрессиям в административном порядке, производится индивидуально в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий»» Затем, за казаками признавали право на: «возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций… установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах… восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов…» Данные тезисы частично были выполнены. Станице Полтавской вернули ее историческое название. Программа казачьего самоуправления нашла свое отражение в некоторых нормативных актах регионального уровня. Индивидуально казаков стали реабилитировать в соответствии с законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Но к казакам в очередной раз решили применить «уникальный» подход. Совсем недавно 17 октября 2013 года были опубликованы последние поправки к Указу Президента РФ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества». Третий пункт наиболее точно выражает весь смысл внесенных изменений. «Установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать традиционные для казачества формы хозяйствования, возрождать и сохранять его культуру и быт, участвовать в несении государственной и иной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских), войсковых казачьих обществ и всероссийского казачьего общества». Данные изменения недвусмысленно указывают, ни о какой персональной реабилитации речи идти не может. Складывается интересная ситуация, когда «реабилитированным» может стать любой человек, вступивший в казачье общество. Родившиеся в ссылке казачьи старики, как правило, ни в каких «казачьих» организациях не состоят, а тихо доживают свою порушенную жизнь, кто в месте ссылки, а кто и на своей малой родине. Самостоятельно, без всякой помощи государства, вернувшиеся туда. Отныне все, в том числе и читатели данных строк, и потомки тех, кто проводил «расказачивание», могут претендовать на материальную поддержку со стороны государства, при условии вступления «в казаки». Понимает последние тенденции и глава Ингушского казачьего войска Магомед Батыров, упомянувший в одном из своих интервью закон «О реабилитации репрессированных народов», добавив, что «государственная поддержка казачества являлась основной [причиной] для многих жителей Ингушетии, приведшей их в ряды казачества». На самом деле все здравомыслящие потомки репрессированных казаков понимают, что золотой дождь из Кремля на них не пойдет. Отобранные куреня давно принадлежат другим людям, а чаще всего на их месте и вовсе стоит совсем новое жилье. «Расказаченные» потомки казаков живут в своих домах, квартирах и изредка приезжают посмотреть на места, где когда-то рождались, женились и умирали их предки. От государства казаки давно никаких льгот не ждут и понимают желание властей создать дружины для наведения порядка внутри страны, и принимают расставленные национальные приоритеты. Удивительно другое. Если возвращавшемуся из лагерей казаку выдавали справку об освобождении, где была указана его национальность, то сейчас в ЗАГСах южных регионов России в свидетельствах о рождении их детей в графе национальность ставят прочерк.