Реабилитация
Российское государство официально признало преступления большевистского режима, что, безусловно, заслуживает большого уважения. 26 апреля 1991 года был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов», где отдельно указывалось и «казачество».
Он начинается словами: «Обновление советского общества в процессе его демократизации и формирования правового государства в стране требует очищения всех сфер общественной жизни от деформации и искажения общечеловеческих ценностей».
Принятый нормативный акт определяет «казачество» как культурно-этническую общность людей, в отношении которых на государственном уровне проводилась политика клеветы и геноцида.
Примечательно, что «казачество» в данном документе стоит в ряду с другими национальностями, народностями и этническими группами, подвергшимися депортации и иным репрессиям.
Закон предусматривает территориальную, политическую, социальную и культурную реабилитацию, которые суть: восстановление национально-государственных образований, право на свободное национальное развитие, возвращение в места традиционного проживания, возмещение нанесенного ущерба, причиненного репрессированным народам со стороны государства, и прочее.
Здесь на лицо восприятие «казачества» как этнической категории, имеющей кровную преемственность от своих предков, репрессированных казаков.
Некоторые «эксперты» сегодня трактуют закон несколько иначе. Они подчеркивают, что казачество в Законе 1991 года указано как «культурно-этническая общность» и противопоставляется нациям, народностям и этническим группам. Свое мнение каждый может составить сам, изучив статью 2 закона «О реабилитации репрессированных народов», где говорится:
«Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения».
На основании данного нормативного акта были реабилитированы многие малые народы РФ, в том числе и кавказские. Были приняты Указы Президента РФ от 25 декабря 1993 г. № 2290 «О мерах по реабилитации калмыцкого народа и государственной поддержке его возрождения и развития»; от 3 марта 1994 г. № 448 «О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития»; постановление Правительства РФ от 30 октября 1993 г. № 100 «О мерах по реабилитации карачаевского народа и социально-экономической поддержке Карачаево-Черкесской Республики» и т.д.
В России сложилась практика, когда реабилитация, согласно с принятыми нормативными актами, проходила не только по отношению к народам, но и персонифицировано к жертвам репрессий.
Механизм следующий. Органы внутренних дел выносят решения о реабилитации лиц, к которым применялась ссылка, высылка, спецпоселение. Прокуратура по материалам проверок составляет заключения и выдает справки о реабилитации.
На основании этих справок органами социального обеспечения по месту жительства реабилитированного выплачивается компенсация. Отрицательное заключение с отказом в реабилитации направляется прокуратурой в суд для решения вопроса о восстановлении прав.
15 июня 1992 года вышел Указ Президента РФ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества». Там указывались следующие важные моменты:
«Реабилитация отдельных казаков, незаконно подвергшихся уголовному преследованию и репрессиям в административном порядке, производится индивидуально в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий»»
Затем, за казаками признавали право на:
«возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций…
установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах…
восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов…»
Данные тезисы частично были выполнены. Станице Полтавской вернули ее историческое название. Программа казачьего самоуправления нашла свое отражение в некоторых нормативных актах регионального уровня. Индивидуально казаков стали реабилитировать в соответствии с законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».
Но к казакам в очередной раз решили применить «уникальный» подход. Совсем недавно 17 октября 2013 года были опубликованы последние поправки к Указу Президента РФ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества». Третий пункт наиболее точно выражает весь смысл внесенных изменений.
«Установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать традиционные для казачества формы хозяйствования, возрождать и сохранять его культуру и быт, участвовать в несении государственной и иной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских), войсковых казачьих обществ и всероссийского казачьего общества».
Данные изменения недвусмысленно указывают, ни о какой персональной реабилитации речи идти не может. Складывается интересная ситуация, когда «реабилитированным» может стать любой человек, вступивший в казачье общество.
Родившиеся в ссылке казачьи старики, как правило, ни в каких «казачьих» организациях не состоят, а тихо доживают свою порушенную жизнь, кто в месте ссылки, а кто и на своей малой родине. Самостоятельно, без всякой помощи государства, вернувшиеся туда.
Отныне все, в том числе и читатели данных строк, и потомки тех, кто проводил «расказачивание», могут претендовать на материальную поддержку со стороны государства, при условии вступления «в казаки».
Понимает последние тенденции и глава Ингушского казачьего войска Магомед Батыров, упомянувший в одном из своих интервью закон «О реабилитации репрессированных народов», добавив, что «государственная поддержка казачества являлась основной [причиной] для многих жителей Ингушетии, приведшей их в ряды казачества».
На самом деле все здравомыслящие потомки репрессированных казаков понимают, что золотой дождь из Кремля на них не пойдет. Отобранные куреня давно принадлежат другим людям, а чаще всего на их месте и вовсе стоит совсем новое жилье.
«Расказаченные» потомки казаков живут в своих домах, квартирах и изредка приезжают посмотреть на места, где когда-то рождались, женились и умирали их предки.
От государства казаки давно никаких льгот не ждут и понимают желание властей создать дружины для наведения порядка внутри страны, и принимают расставленные национальные приоритеты.
Удивительно другое. Если возвращавшемуся из лагерей казаку выдавали справку об освобождении, где была указана его национальность, то сейчас в ЗАГСах южных регионов России в свидетельствах о рождении их детей в графе национальность ставят прочерк.