Бог Троян - Бог-Хранитель Праведных Путей ведущих во Сваргу, управляет Временем и Пространством
Свод данных однозначно свидетельствует о том,
что Троян есть Бог общеславянский.
Дополнить сведения о Его культе можно путём сравнения с мифологическими представлениями других индоариев, у которых культ Трояна так же существовал.
что Троян есть Бог общеславянский.
Дополнить сведения о Его культе можно путём сравнения с мифологическими представлениями других индоариев, у которых культ Трояна так же существовал.
Из Славянской мифологии:
О поклонении Трояну–Батюшке сообщается в древних
славянских преданиях (поздней, впрочем, записи), в средневековых русских
летописях и в поучениях против язычества, в сказаниях и литературе родственных
нам народов.
Имя Трояна в русской литературе приводится рядом
с именами Великих Божеств, что говорит и о Величии Трояна.
«Хождение Богородицы по мукам» (12 в.): «то они
все боги прозваша: сълнце и месяц, отъ камени ту устроя трояна хърса, велеса,
перуна».
«Слово и откровение святых апостолов» (16 в.): «и
въ прелъсть великоу не внидут мняще богы, многъi
пероуна и хорса дыя, и трояна, и инiи мноsи,
ибо яко то ч(е)л(ове)ци был сут(ь) стареишины пероунь въ елинех, а хорсь въ
кипре, троянь бяше ц(а)рь в риме»
Не правы те, кто считают Бога Трояна
обожествленным римским императором Траяном Марком Ульпием (53 – 117), из
династии Антонинов[1].
Делаемая автором приведенного текста «сноска» наивна до нельзя. Надо ли говорить
о том, что общеславянский Бог Перун не входил в греческий пантеон, а о Хорсе на
Кипре отродясь не слыхивали?..
В «Слове о полку Игореве» имя Трояна приводится в
сочетании с понятиями, отражающие некие мифические постулаты или представления
его культа. «Рища (Боян) въ тропу Трояню чрез поля на горы» - «Рыщет (Боян) по
тропе Трояновой, через поля на горы»; «были вечи Трояни» - «Были века Трояновы»;
«на седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребiй о
девицю себе любу» - «На седьмом веке Трояна, вырезал Всеслав жребий о девице,
себе любой»; «Вступил(а) (обида) девою в землю Трояню» - «Вступила (обида) девою
в землю Троянову».
То же в «Велесовой книге»: «А НЕ ДАХОМ СМЕ ЗЕМЕ
НАШЕ ЯКО ЗМЕ ТРОЯНЮ СМЕ НЕ ДАХОМ СЕН РОМИЕНА» – «И не отдали землю нашу,
как не отдали (предки наши) землю Троянову ромеям» (ВК 2, 7б, 8),
«А ИНТРА ИДЕ ЗА НЕ ЯКО ШЕД ЗА ОТЦЕ НАША НА РОМИЕ ДО ТРОЯНЕ ЗЕМЕ» - «И Индра шел
за нами(?), как шел за отцами нашими на ромеев(?) до Трояновой земли (или «по
Трояновой земле»)» (ВК 2, 7в, 5-6)[2].
Попытки истолковать все эти «темные места»
(соответственно тропу Трояна, как дорогу Траяна (Via Traiani),
протянувшейся от Дуная до Прута и далее на восток по южной Руси, а ходить по ней
– «совершать славные подвиги» (Н.М. Гальковский), век Трояна – время славы и
могущества (единственное, в чем толкователи почти не ошиблись), земля Трояна –
территории, завоеванные Римом и платящие ему дань) ошибочны в корне. Вся
громадина построения разбивается об их собственный постулат, согласно
которому славяне появились на исторической арене, дай Бог, где-то веке в шестом.
С Траяном, умершим в начале второго века, им, в таком случае, воевать не
довелось. Так с чего бы славянам запоминать именно Траяна, а не Нерона,
Калигулу или, например, Диоклетиана? Со времени принятия в Римской
Империи христианства, культ императоров прекратился и вряд ли он возродился на
Руси. Эти вопросы ставились уже самими комментаторами имени Трояна, но толковых
ответов и доныне нет.
Согласно мифологическим положениям общины
«Триглав», Троян, суть – первокнязь. Он единственный из Богов, кто правил на
земле (Руси), в мире людей. Все княжеские династии произошли от него – недаром
родовой знак Рюриковичей изображает трезубец Трояна. Та древняя, мифическая
(доисторическая) пора, когда миром правил Троян, по сути, и есть пресловутый
«Золотой Век», ибо тогда на земле было благоденствие, достаток и царила
справедливость, и мир был цел. Это и были «Века Трояновы», времена былин
и сказок.
Понятие же «Тропы Трояна» мы рассмотрим в ином
изложении, поскольку данное речение является мистическими и требует особого
исследования. Впрочем, стоит упомянуть, что одно из имен Пути Млечного – «Троянова
дорога».
Земля же Трояна – весь мир, все обжитое
(цивилизованное) пространство, территория Владычества Арийских (Славянских)
народов. В период становления русской государственности (Владимир Святой –
Гостомысл, Рюрик – Владимир Окаянный, Ярослав Мудрый – Владимир Мономах)
характерно более узкое восприятие «Земли Трояна» как территории Руси. Ученые
отмечают, что название «Земля Трояна» могло возникнуть только в том случае, если
сие Божество почиталось как основатель (предок) княжеского правления, как «первокнязь».
Подтверждение тому есть в строках «Велесовой книги», где говорится о посажении
Трояном на престолы княжеские своих сыновей и внуков: «А ТО БЛЯГО СУТРАТИХОМ ОТЪ
ХЪЗЯРОУ ПО ВЕЦЕ ТРОЯНИУ ЯКИ ПЕРВЕ НАСАДИ СЕ СО СЫНИ СВА И ВНУЧИ» – «И то благо
утратили (мы) из-за хазар… после веков (века) Трояновых, который (на княжение)
первый сел со сынами своими и внуками», «ВНУКО ТРАЯНИА БЯ САМООТЕН СЕ ДРУСИ
МЕНОГАЯ И БЯ УТЩЕН» – «Внук Трояна был самоотен(?)[3],
со друзьями многими, и был убит» (ВК 3 а). Князья, по сути, званы по Его гордому
имени – внуки Трояновы.
Русские летописания сохранили нам легенду, в
которой отмечена связь Трояна–Триглава с началом княжения, с образованием
«государственности». Легенда положена в основание «Сказания о зачатии Москвы и
Крутицской епископии», записанном примерно во второй половине 17 в. В 1206 г.
великий князь Данил Иванович (лицо вымышленное), вместе со своим спутником,
греком Василием, ясновидцем, ездил в поисках места, где бы построить престольный
град. Вот попали они «во остров темен и непроходим зело. В нем же болото велико
и топок. И посреди того болота и острова узрел князь великий Данил Иванович
зверя превелика и пречудна, треглава и пестра вельми пестринами различна и
красна зело. И вопроси Василия греченина, что есть видение се причюднаго зверя.
И сказа ему Василий греченин: «Великий княже, на сем месте созиждется град
превелик и распространится царствие треугольное, и в нем умножатся различных орд
люди, то есть прообразует зверя сего троеглавнаго, а различнии в нем цвети - то
же есть прообразует различных орд люди». По прошествии шести лет заложил князь
город «и нарекоша имя ему Москва».
Троян – первый князь, мифический основатель
княжеской династии. По этому немудрено, что для обоснования изначального величия
Москвы, как града престольного, книжник использовал существовавшие в то время
сказы о начале княжения или о начале града, земли, предсказанном Трояном, и,
соответственно, перенес все действие во времена для него почти что сказочные.
Троян здесь описан как трехголовый зверь, что вполне понятно, потому как впрямую
ни о Трояне, ни о каком другом языческом Божестве, в эти годы (1600-е) говорить
не приходилось. О троеглавце-человеке книжник тоже написать не мог, поскольку
издревле известно, что такие существа водятся где-то далеко, в иноземии. А если
бы его, прикрываясь сказочностью сюжета, и удалось бы ввести, то тогда бы
пришлось развить тему дальше, насочиняв еще и беседу князя с троеглавцем. Выбран
был более простой вариант – князю видится трехглавый зверь. Любопытны следующие
показательные моменты: видение не конкретизировано, это просто некий «зверь»;
князь почему-то даже не пытается на него охотиться; нигде в тексте не говорится,
что этот зверь был явлен Богом, как знамение. Книжник сознательно уклоняется от
обсуждения этой темы, ему было важно лишь задать одно единственное условие –
трехглавость. Эта трехглавость и толкуется, как символ «царства треугольного».
Ученые предлагают понимать это, как объединение: Великая Русь, Малороссия и
Белая Русь. На деле же это то же самое, что и «земля Трояна» – та же Русь (то
есть, по сути и буквально, «тройная земля»[4]).
Книжник, однако, говорит еще и о том, что три головы обозначают разные группы
населения в том граде. Это легче понять в свете кастовой трехчастности древнего
арийского общества: духовенство и ученые (брахманы - волхвы), воины и правители
(кшатрии – князья и вои), торговцы и работный люд (вайшьи - огнищане).
Имя Трояна прописано в «Великоустюжском сборнике
заговоров» (17 век): «Господи, благослови, отче. Здыни же, Боже, ветри за святое
море Окиян ко царю ко Трояну по тридевять ключев морских», «Здуни же Боже, с
небесь ветри своим Святым Духом за святое море Окиян, ко царю ко Трояну, по те
по тридевят ключеи морских святаго моря Окияна и царя Отрояна, и емли ту
тридевят ключев святаго моря Окияна и царя Трояна». Тридевять (27) – число
мифическое, священное, и в данном случае введено явно для увеличения
действенности заговора. На деле же речь идет о трех ключах (три – священное
число культа Трояна), которые Троян получает в загробном мире от спасенных
девиц. Об этом повествуется во втором сказе о Трояне. Ключи эти – от трех миров,
и «приобретение» сиих ключей в заговоре должно означать приобретение великой
власти, власти над тремя мирами. В сказках, надо отметить, образы миров
предельно упрощены – это золотое, серебряное и медное царства, дворцы или даже
дома. Вместо ключей – яйца или яблоки, в которые девицы скатывают свои дворцы, и
эта замена вполне понятна, ибо от яйца Рода зачался белый свет.
У Балтийских Славян Троян почитался под именем
Триглав (Triglаus,
Tryglav). Не следует путать Триглава–Трояна с понятием
Триглав, обозначающим совокупность трех Богов («Троица»): Сварога, Перуна и
Велеса (Дид–Дуб–Сноп «Велесовой книги»). Подобные триединства–троевластия
известны и у других индоариев: Зевс – Посейдон – Аид, Брахма – Вишну – Шива
(«Тримурти»), Один – Тор – Фрейр (стела из Упсалы).
«Велесова книга» разделяет обоих Триглавов
довольно просто: «СЕ ТРГЛАВЕ МОЛИХОМЬ ВЛИЦЕ А МАЛЕ» – «И Триглаву молились
Великому и малому» (ВК 3, 25, 13). Малый Триглав и есть Троян, малый лишь пред
ликом Триглава Богов.
Причина тождества имени Бога и обозначения
троевластия Богов двоякая. Совокупность трех Богов, властвующих над тремя
мирами, именно в силу этого и названа «Триглавом», ибо их трое вместе, их три
головы, три главных. И это Триглав – «Три головы». И индийское «Тримурти» – «Три
лика» (их «мурти» то же, что и наше «морда» – «лицо, личина»), как раз и
изображаемо как Божество при едином теле и с тремя разными головами.
Троян–Триглав изображается так же трехглавым, но с тремя одинаковыми головами[5].
Согласно средневековым западноевропейским хроникам (Эббон, Герберд) три головы
Триглава, символизировали власть Его над тремя царствами (мирами) – землей,
небом и подземельем[6].
Отсюда и первая причина для тождества Триглавов по их именам. Согласно
мифологическим постулатам общины «Триглав», Троян является сыном всех этих трех
Богов Триглава. Именно согласно своей троечастной природе Троян появляется в мир
трехглавым, троеликим. Являясь единообразным воплощением сути Триглава Богов,
Троян – есть Триглав и по имени, Его описывающему, и по своей природе,
сообразной трем Его родителям. Это – вторая причина.
В хронике Эббона Триглав, назван Высшем Богом –
Summus deus[7].
Самый знаменитый храм Триглава находился в Шецине (нем. Штеттен) у устья Одера.
Храм стоял на главном из трех священных холмов города и был виден издалека,
первый озаряемый рассветом. Изображение Триглава, по описанию, имело три
серебряных головы, глаза и уста которых были закрыты золотой повязкой[8].
Сокрытие глаз и уст связывается с причастностью Бога к гаданиям (ср. метание
Всеславом жребия на «седьмом веке Трояна»; о гадании при храме Триглава – ниже),
а, как известно, Боги, что предсказывают будущее, как проводящие неотвратимую
Судьбу, должны быть непредвзяты и неподкупны. Вот это и символизировалось их
незрячестью, слепотой (слепая Фемида, слепые пифии и вельвы). Незрячесть Трояна,
открывшая ему грани познания грядущего, происходит от сопричастности его миру
навьих сил.
Святой храм был уничтожен в 1127 г.
богохульниками–христианами, под предводительством епископа Отто Бамбергского,
разрушившими Шецин. По хроникам известно, что при храме содержали священного
вороного коня Триглава. Во время гаданий всенародного значения, коня трижды
водили перед храмом через девять копий, лежавших на земле. Предсказание давалось
жрецами храма, наблюдавшими за тем, заденет ли конь за копья или свободно
пройдет через них : «Когда же они
собирались в сухопутный поход, на врагов или ради добычи, то имели обыкновение
исход дела предсказывать через него (коня) таким способом. Девять копий
размещали на земле, в одном локте друг от друга. Оседлав и взнуздав коня, жрец,
которому надлежало заботиться о нем, трижды проводил его через лежащие копья
туда и назад. Если конь проходил не споткнувшись и не задев копий, это считали
знаком удачи и спокойно выступали; если же наоборот, оставались» (Герборд,
«Житие епископа Оттона» (12 в.). Пер. Д. Дудко); «Кроме того, горожане имели
обычай содержать коня превосходной стати, посвященного Богу Триглаву…
Божественный конь, несомненно им (жрецом) наученный, приходил в установленное
время и место, когда для получения прорицаний сходился этот языческий народ,
обманутый разными заблуждениями. Обычай же гадания был таков. Разбросав много
копий, заставляли коня Триглава через них идти. Если ни одного из них, проходя,
не касался, гадание считали благоприятным и, сев на коней, отправлялись за
добычей. Если же какое из них задевал, то полагали свое намерение отвергнутым
божественным конем, и к гаданию прибегали, пока, по их мнению, не узнавали,
когда следует плыть или идти в набег. От всего же захваченного имели обычай
отделять десятину, и поскольку Бога Триглава вопрошали во всех случаях, то
упомянутые контины процветали» (Монах Прифлингенский, «Житие Оттона» (12 в.).
Пер. Д. Дудко). На Руси, до недавнего времени, сохранялись подобные гадания с
конем. Девушки, гадая о суженом, выводят коня из конюшни через оглобли - если
конь зацепится, то муж будет злой; завязывают лошади глаза (!), садятся верхом и
смотрят, куда та пойдет – в той стороне и замужем быть; слушают возле конюшни,
если лошадь фыркает или переступает копытами – замуж идти, а коли стоит спокойно
– то пока еще нет.
Известно изображение Трояна из щецинского святилища[9].
Рисунок выполнен в античнообразной манере, говорящей о том, что художник само
капище, несомненно, не видел и рисовал с чужих слов. Но в любом случае ценность
рисунка велика, ибо это одна из немногих картин, передающих облик изваяния
Божества.
На рисунке видим трехглавую фигуру, и это,
несомненно, Троян, ибо он единственный трехглавый Бог Славян. Лица его молоды,
юношеские. Это соответствует представлению о возрасте Трояна, поскольку все три
мифа о нем касаются его юности и, следовательно, иконография должна отображать
именно этот возраст. Младость лиц рисунка лишний раз подтверждает, что это
изображение Трояна, а не Триглава Богов – Сварога, Перуна и Велеса. Ибо сии Боги
изображаются зрелыми мужами при бородах.
Неясно, почему Троян изображен обнаженным. Именно
потому, что он Бог здоровья или же из-за попыток художника внести как можно
больше античного? На груди обоими руками Троян держит нечто, больше всего
напоминающее месяц[10].
Известные мифы о Трояне и практика поклонения ему не дают никаких оснований
связывать культ Трояна с месяцем. Скорее всего, у Трояна в руках чаша,
братина-копарь. Европейцы видевшие капище, вряд ли знали о подобных чашах с
двумя вытянутыми боковыми ручками, а художник и вовсе преобразовал ее в некое
подобие месяца. Братина или ковш–черпак, чаша – главный атрибут Трояна. В нем он
держит целебное питье. Ту же чашу мы видим и в родственных традициях: индийский
Дханвантари держит в одной из своих рук, на уровне груди, сосуд с волшебным
снадобьем, греческий Асклепий держит чашу с ядом–лекарством (панацеей), обвитую
змеей.
Изображенный фрагмент представляет собой что-то
вроде ниши, хотя речь идет о центре храма. Поскольку славянские храмы не были
таковыми, можно считать подобную конструкцию плодом фантазии художника.
Единственное, что должно привлечь внимание – это
колонны со сводом ниши. Они дают некое общее представление о реальной
конструкции храма: несколько резных деревянных столбов – опор, на коих зиждется
крыша. Очень важна для восприятия культа, обильно представленная на рисунке
трехчастность символов. Ступени, на которых стоит Троян, идут тремя
полуокружностями. Колонны снизу и сверху украшены знаками трезубца, которые
можно принять за декоративные короны. Видимая штриховка внизу колонны на светлой
стороне, насыщена трезубцами. Наверху свода ниши также угадывается трезубцы. По
самому своду изображены шары – девять штук (три раза по три) и двенадцать
(священное число Трояна).
Известен также еще один рисунок изображения Трояна[11].
Разительные отличия в обоих рисунках позволяют относить их к разным изваяниям
Трояна. На данном рисунке Троян представлен живым, а не как изваяние. Судя по
фигуре коленопреклоненной женщины, этот чур Трояна был сделан в человеческий
рост. Расположение ног совершенно такое же, как у изваяния в Шецине, что
возможно объясняется некими существовавшими канонами для изображения Трояна. Все
три головы не человеческие. Посередь - голова орла (небеса), справа – голова
льва (земля), слева – голова змеи (подземелье)[12].
Таким образом, символически изображается власть Трояна над всеми тремя мирами.
Фигура одета лишь в набедренную повязку, что роднит ее с изображением из Шецина.
Из троичной символики, здесь, помимо трех глав, виден лишь благословляющий жест
правой рукой: большой палец и мизинец отведены в стороны (вероятно, прежде были
сомкнуты в кольцо), а указательный, средний и безымянный пальцы изображают
трезубец. Левая рука Божества отведена за спину, что следует понимать как
отображение представлений о принадлежании Трояна так же и миру Нави. Ладонь
левой руки, вероятно, опущена вниз, зеркально к правой ладони. Данное изваяние
поразительно напоминает изображение индийского Бога здоровья Дханвантари.
Одинаковое положение ног, чем-то неуловимо общий разлет рук, Триглав изображен
облаченным лишь в набедренную повязку, а Дханвантари с обнаженным торсом.
На западнославянских землях найдено несколько
трехглавых изваяний связываемых с культом Триглава: каменный чур из Вакан
(Хорватия), каменный чур из Глейберга (Дания), деревянный стержень с тремя
бородатыми головами, увенчанный фаллической шапкой, Свенденборг (Дания, 10 век)
(Славянские древности, Т. 2, с. 389).
Кроме храма в Шецине имелись важные центы культа
Трояна в замке Бранибор (современный Брандербург)[13]
и Волине (Юлин)[14].
Волинское изображение Триглава было целиком сделано из золота и, вероятно, имело
небольшой размер. Когда Волынский храм подвергся нападениям
богохульников–христиан, жрецам Триглава удалось вынести изображение Бога и
спрятать его в дуплистом пне дерева. Впоследствии этот пень укрывали в здании,
исполнявшем роль храма[15].
На стене, рядом с пнем, висело старинное и ветхое седло, принадлежавшее, по
преданию, самому Триглаву, и прежде находившееся в храме[16].
Это была одна из великих святынь, доставшихся Славянам от сказочных времен.
Судя по этому седлу, существовало представление,
что Бог иногда садится на своего священного вороного и объезжает свои земли.
Подобное предание существовало и у руян, веривших, что по ночам Святовид седлает
своего белого коня, содержащегося при храме, седлом и уздой, висевшими подле
изваяния Бога, и мчится в ночь сражаться с ворогами. О такой езде Бога, в
частности, писано и в «Велесовой книге»: «И СЕ БО ТРГЛАВЕ НАШЕ ОСТЯЖОУТЕ НЫ И
БРЗЕ СКОЩАШУТЕ НА КОМОНЕ ВРАЗИЕМ ПОРАЖЕНТЕ ТВОРЯИИ» - «И Триглав наш
предостерегал нас, и быстро скакал на коне, врагам поражение творя» (ВК 3, 25,
13-14).
В легендах южных Славян образ Трояна предельно
затемнен и подается в сказочном оформлении. То не многое, что можно вынести из
этих легенд, вполне соответствует известному по другим материалам. В сербских
сказках Троян – земной король о трех головах, обитавший в Трояновом граде
(развалины на горе Цере). Согласно болгарским сказкам и песням, в его землях
находится семьдесят озер жидкого золота и серебра. Троян путешествует ночью,
верхом на коне (ср. ночные поездки Триглава). На его незрячесть намекает его
боязнь Солнца, а на власть над тремя мирами – сказочное описание трех голов
Трояна: одна жрет людей, другая – скот, третья – рыбу. Со всей очевидностью
можно говорить, что образ сказочного Трояна в значительной мере обусловлен
представлениями о его причастности хтоническим силам (незрячесть). Сюда же
примешалась и христианская интерпретация образа Божества, ведь Троян – царь
(князь) Всего мира, но и христианский Сатана, «обезьяна Бога» – «князь мира
сего». Уже этой параллели было бы достаточно. Однако на образ Трояна еще
наложились представления о трехглавом демоне–змее (им вообще-то и сраженного[17])
и царе Мидасе. Надо признать, что существует некоторое идейное сходство между
сербо-болгарским сказочным Трояном-Мидасом и описанным выше изображением
звероглавого Трояна.
В пантеоне поляков Троян известен под именем
Trzy. «Тржи почитался как величайший из Богов,
изображение его стояло тройное (трехглавое) с одной шеей. Он был отцом Бога Живе,
которому приписывали заботу о человеческой жизни и всякие дары судьбы»,
«Почитался Лель как защитник свободы… Полель же как страж Отечества, и верили,
что оба были посланы верховными Богами Тржи и Живе» (Прокош, «Славяно-сарматская
хроника» (нач. 18 в.). Пер. Д. Дудко).
В словенских землях известна священная гора
Триглав – самая высокая вершина Юлийских Альп (2864 м.). Стоит отметить также,
существование некой древней рукописи из собрания А. И. Сулукадзева под названием
«Коледник 5 века дунайца Яловца, писан въ Кiеве, о поклоненiяхъ
Троийским горамъ, о гаданiяхъ въ печерахъ и Днепровскихъ порогахъ русалами и
кикиморами». К «Троийским Горам» – святыням культа Трояна, безусловно, относятся
и гора Триглав и гора Цера, где находятся развалины Троянова града (а возможно и
храма).
Свод данных однозначно свидетельствует о том, что
Троян есть Бог общеславянский. Дополнить сведения о Его культе можно путем
сравнения с мифологическими представлениями других индоариев, у которых культ
Трояна так же существовал.
Имя Трояна толкуется как «тройной», «третий», что
обусловлено его происхождением от трех Богов и трехглавостью Трояна. Весь культ
пронизан символикой числа три (власть над тремя мирами, трижды водят коня через
9 (3*3) копий…). В поиске параллелей следует ориентироваться на эту главную
черту троянова культа.
Древние мифы, как известно, обернулись сказками,
следовательно, среди корпуса русских (славянских) сказок должны быть и такие,
что повествуют о подвигах Трояна. Несомненно, к таким мифам восходит сказка о
трех подземных царствах – медном, серебряном и золотом. Младший из трех братьев
– Иван Третей (Третьяк, Иван Водович) – спускается через колодец (нору,
провалище) в подземный мир; там он спасает свою мать и трех царских дочерей,
похищенных демоном (трехглавым змеем), и поселенных им в трех царствах (дворцах)
– медном, серебряном и золотом; Третей губит демона и вызволяет девиц и мать на
белый свет, а сам, преданный братьями, остается брошенным в подземелье; там он
обретает живую воду и, после ряда приключений, выходит в мир людей. На основе
этого сюжета нами и был воспринят «Второй сказ» о подвигах Трояна.
В мифах других индоевропейцев образ единого
Божества, почитаемого нами как Отче Троян, разводится на два (иногда, три)
самостоятельных персонажа. Мы приведем все имена, известных на сегодняшний день
по доступной литературе, выводимые по тождеству имен и по соответствию культов.
Иран. Трита (Фрита) – «третий». Третий
человек, добывший божественный напиток «хаому» (амриту, амброзию; однокоренное
рус. «хмель»; то же что и сказочная «живая вода»). Он – первый целитель,
получивший в дар от Ахура-Мазды 10000 целебных растений, белую хаому и дерево
бессмертия (т.е. стал Божеством здоровья). Для его культа восстанавливается
известный нам сюжет: «Трита, «третий», самый младший (из трех братьев), был
предан своими братьями, бросившими его в воду (Трита водный), побывал в
подземном («третьем») царстве, где обрел напиток (или другое средство)
бессмертия (хаома или древо бессмертия), давший ему возможность вернуться на
землю» [Мифологический словарь, 549].
Параллельно с ним почитается также Траэтона (Фаридун),
имя коего образовано от числа 3. Он младший из трех братьев (два других, по
«Шахнаме» - Пормайе и Кеянуш), которые его предали; Траэтона убивает трехглавого
змея Ажи Дахака (с помощью кузнеца Кави) и освобождает из плена двух сестер Йимы
(или, двух дочерей Джамишида), на которых женился. Между своими тремя сыновьями[18]
он делит мир на три государства[19]:
Рим (запад), Иран-Арабистан, Китай.
Отдельно от них почитался также самостоятельное
Божество здоровья (телесного) – Аурват («целостность»). Божество произведено от
эпитета Трояна.
Скифия. Таргитай – первочеловек (скорее,
перво-князь), прародитель скифов. Сообразно этому, владения скифов могли
называться «землей Таргитая». От трех его сынов происходит три рода людей
(духовенство, воины, селяне), а согласно поздним греческим сведениям – три
народа. В скифском мифе Таргитай выступает супругом хтонической змееобразной
Богини. Это переосмысление мифа о борьбе Бога со змеем.
Индия. Трита, о котором скудно сообщает «Риг-Веда».
Он, вместе с двумя братьями, рожден от золы, брошенной Агни в воду (ср. Иван
Водович = Трита Апья, «Трита Водяной»; ир. Аурват – покровитель вод). Будучи
брошенным братьями в колодец, он взывает оттуда к Богам, сетуя на свою долю. Из
фрагментов других мифов: он запрягает коней Солнца; расчленяет на суставы тело
демона–змея Вритры, которого помог сразить Индре (ср. слова «Велесовой книги»,
об Индре, идущем до земли Трояновой); подносит сому Индре; отгоняет дурные сны и
очищает от грехов.
Богом
врачевания в Индии почитается Дханвантари. Он изображается с телом зеленоватого
цвета (символ лекарственных трав) и четырьмя руками. В руках он держит ступу с
пестом (для приготовления лекарств), целебное растение (ср. «древо бессмертие»
иранского Триты), медицинский свиток и сосуд с целительным зельем.
Греция. Фаэтон (от ир. Фаридун) – сын
Гелиоса, взявшийся управлять солнечной колесницей (= Трита, запрягающий коня
Солнце) и сгоревший в огне, едва не уничтожив землю.
С другой стороны, культ Бога–врачевателя Асклепия
(Эскулапа). Его символы – чаша с лекарством и змея (чей яд – сильнейшее целебное
вещество, «панацея»).
Пруссия–Литва. Аушаутс (Аушлайвис)
– Бог–врачеватель, почитавшийся в виде большого ужа[20].
Знахари считали себя его учениками. Он – Бог целостности, не поврежденности,
отгоняющий болезни и очищающий от грехов.
Молдавия. Обрядовую куклу, соответствующую
нашему Яриле (Костроме) и болгарскому Герману (Ярману), хоронимую ради вызывания
дождя, здесь именуют Трояном [Клейн, 277].
Вероятно, осетинский Таранджелос, кельтский
Таранис и германский Тор, так же являются переосмысленными образами Трояна.
На основании этих данных можно восприять древний
культ Трояна по существу, почти что целиком. Все части складываются в
многоцветное полотно - полотно трояновых мифов. Пересказ этих преданий изложен
выше, повторяя содержание трех «Сказов», повествующих о подвигах Трояна,
«Сказов», обретенных во общине «ТРИГЛАВ» в ходе радений.
Культ Трояна сохранился лишь в Индии, где
Дханвантари и доныне получает почести. В виде преданий сохраняется память о
Трите-Траэтаоне в общинах парсов-огнепоклонников. Возрождение культа Трояна на
Руси началось в 4402 году от осн. Словенска Великого (1993 г.) в граде Обнинске
земли Калужской, где возникла славянская языческая (родноверческая) община,
названная во честь Трояна и триединства Божьего - «ТРИГЛАВ».
Комментариев нет:
Отправить комментарий