воскресенье, 5 января 2014 г.

Богатырского духа в новом году!

Илья Муромец был родом из села Карачарова, что под городом Муромом. В то время здесь жили финно-угры, племя мурома (известно, что многие местные финно-угры до сих пор придерживаются веры предков, а соседи их — луговые марийцы — никогда не были христианами, сохранили жречество). За то, что Илья Муромец был из племени мурома, говорит и его имя — искажённое финское Ильмаринен. Ильмаринен — это финский Перун, бог воин и кузнец, кователь. Впрочем, в этом селе могли жить и выходцы из Белогорья-Кавказа — карачаевцы. За свою непомерную силу, за ратные подвиги Илья Муромец, живший в 12 веке, почитался и славянами и финно-уграми воплощением Громовержца (финнами — Ильмаринена, славянами ведической веры — Перуна, либо Ильма, христианами — пророка Ильи). В русских былинах об Илье Муромце образ богатыря слился с образом Перуна. В сущности, эти былины полностью сохранили тексты древних песен о Перуне. Рождённому в этот день вверяли люди вести суд честной и справедливый.
 Источник
© Calend.ru
На самом деле Илья Муромец не такой уж сказочный - тело знаменитого богатыря находится в Киево-Печёрской лавре и открыто для поклонения всем желающим. Празднование же дня Ильи Муромца совпадает аккурат с первым днём нового года, 1 января по новому стилю. Наш отечественный святой, древний воин из Киевской Руси, открывает каждый новый год, однако не так известен, как другие святые – скажем, Николай Чудотворец или Георгий Победоносец. Не каждый вспомнит об Илье Муромце даже во время новогодних праздников. А ведь просить святого угодника есть о чём. Да хотя бы крепкого богатырского духа в новом году! Мощи святого покоятся в Ближних пещерах Киевской лавры и по результатам последней медэкспертизы являются наиболее крупными останками из всех лаврских святынь. Правда, за многие столетия богатырское тело Ильи Муромца ссохлось, а сохранившиеся необыкновенно крупные кости, по мнению учёных, являются следствием редкой болезни гипофиза. Снятая инвалидность Впрочем, по церковному преданию, невероятная сила Илье Муромцу была дана от Бога. В общественном сознании Илья до сих пор предстает исключительно в «атлетическом» образе. А ведь довольно большой период времени – больше чем полжизни – он был прикован к постели. Современные медработники поставили бы ему первую группу инвалидности. Родившись с параличом обеих ног, Илья, как утверждает предание, 30 или 33 года «сиднем просидел», пока не был исцелен проходившими мимо юродивыми странниками. И действительно, анализ мышц ног святого говорит об их ослабленности. Потому-то известен он именно как всадник. На коне изображали богатыря практически все скульпторы и художники. А вот в современной России, на предполагаемой родине Ильи в городе Муроме, его решили представить стоящим на постаменте. Признаться, с поднятым мечом в правой руке он мало напоминает того спокойного, невозмутимо-флегматичного былинного героя, которого мы знаем благодаря полотнам русских художников. Правда, сама эпоха, в которую жил Илья, во многом напоминает нынешнюю - разгул междоусобиц и нестроений в славянских княжествах. Предполагают также, что родиной Ильи мог быть город на территории современной Черниговской области (Украина). А в третьей редакции словаря Даля, изданного в царской России, богатырь вообще оказывается скандинавского происхождения. Соловей-"столпник" Так или иначе, а после чудесного исцеления Илья встал на ноги и двинулся в стольный град Киев - «послужить великому князю». И сразу же столкнулся… с организованной преступностью. Местная шайка разбойников во главе с Соловьем решила сразиться с Ильей, однако, как говорится, не на того напали. В обыденном представлении Соловей-разбойник - это квазимодо монголоидной расы, мужичок жёлтого цвета с узким разрезом глаз. Непонятно только, зачем этому классическому басурманину, для которого родная стихия – поля и степи, понадобилось 30 лет жить в гнезде (или дупле) дерева, да ещё в дремучих лесах. Отечественная привычка винить во всех бедах инородцев на этот раз допустила погрешность. Более правдоподобно видеть в Соловье-разбойнике злодея из местных славян, а не врага-чужеземца. Итак, в пух и прах разделавшись с антиобщественными элементами, Илья незаметно подошёл к Чернигову. И тут же ввязался в новый конфликт. Город обложили кочевники – скорее всего, это были половцы, которые в те времена совершали набеги на княжеские города, причём часто в союзе с другими русскими князьями. Пришлось Илье Муромцу организовать народное ополчение. Одолев и это испытание, витязь наконец-то добрался до Киева и здесь продолжил нести службу. Илья прославился как честный, добросовестный и нищелюбивый трудяга. Уважал Илья бездомных бродяг, раздавал «по нищей братии» добро, отобранное у местных «олигархов», а детям-сиротам Соловья-разбойника, которого сам же и прикончил, раздал всё богатство их отца. Великодушие Ильи Муромца обрастало народной славой, а это беспокоило начальство. До наших дней дошла даже былина «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром». Это, конечно, преувеличение. Жил Илья в XII веке, а потому в глаза не видел ни князя Владимира Великого, ни, кстати, монголо-татар, над которыми, по нашим представлениям, якобы одерживал военные победы. Богатыря беспокоила внутренняя нестабильность государства, дрязги удельных князей – всё, что мы видим и в современной политике. Во время таких клановых войн, возможно, и был убит Илья Муромец. Во всяком случае, неоспорим факт глубокого копьевого ранения богатыря в грудь, а также возраст умершего – 40-50 лет. Незадолго до смерти Илья успел принять монашеский постриг, поэтому входит в Собор преподобных Киево-Печёрских святых.
 Народная молва посмертно наделила Илью Муромца многими сказочными подвигами, смешав вымысел с реальностью, собрав разные исторические отрезки в один. В XX веке именем богатыря называли бомбардировщики, бронепоезда и ледоколы. Но для нас он так и останется преподобным иноком, прошедшим путь "от инвалидной коляски" к воинской биографии, а затем к пристани тихой обители. Венцом его жизни стали монашеские обеты, заменившие меч на четки. И напрасно некоторые художники изображают на иконах преподобного с оружием в руках, в одежде, натянутой на мощных мышцах. Все-таки последний выбор Илии надо уважать, как и православную иконографию.

Удивительно, но облику святого более соответствуют не эти воинственные изображения, а скульптурная реконструкция, выполненная советским криминалистом С.Никитиным. Отрешённый Илья опирается на деревянный посох – символ мудрости и смирения. Натруженное тело здесь уступает место богатырскому духу. И для церкви Илья важен именно как преподобный, а не геркулес.

В XVII веке Церковь прославила Илью Муромца в лике святых.



Сергей ШТЕЙНИКОВ
Дата публикации: 01.01.2014
источник