понедельник, 3 ноября 2014 г.

Явление Ломоносова

На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному.
 В.Г.Белинский


Такие личности как Ломоносов появляются один раз в столетие. В нём совместились черты сразу трёх эпох: Возрождения, Просвещения и Нового времени. Понять явление Ломоносова помогает общее представление о смене эпох в общественном сознании.

Подчас Возрождение преподносят как светлую зарю, осветившую тысячелетний сумрак Средневековья. Но рассвет Нового времени в Западной Европе был высвечен багровыми отсветами костров инквизиции, пожаром религиозных войн. Бестрепетно сжигались десятки, сотни еретиков и десятки тысяч язычников, колдунов, ведьм. Чем же благоприятствовала историческая обстановка европейского Возрождения расцвету духовной культуры? – многие из славных сынов этого времени претерпели страдания, нищету, гонения; томились в тюрьмах или даже были казнены. А те, кого мы величаем титанами, совершали свои творческие подвиги подобно Геркулесу, вынужденному служить подленькому мелкому тирану. Этим людям приходилось нелегко. Нередко им грозила смерть.

В Средние века возникли в Европе университеты, которые стали центрами философской и научной мысли, просвещения. Естествознание находилось в зачаточном состоянии. В нём не ощущалось особой нужды.

Только учтём: благоприятствует великим открытиям и прозрениям не благоденствие и спокойное существование, а яркая и напряжённая общественная жизнь, духовная неудовлетворённость, стремление к новому, лучшему, более совершенному и прекрасному.


Никто не уповай вовеки

На тщетну власть князей земных:

Их те ж родили человеки,

И нет спасения от них.


М.Ломоносов


На Руси столь бурного завершения Средневековья не было. Сказывалось подавляющее господство религиозного мировоззрения при робких философских исканиях, которые строго, а порой и жестоко пресекались Церковью.

Средневековые мыслители воспринимали природу как тайнопись, как сочетание загадочных символов и знаков, данных человеку свыше. По этим приметам пытались прояснить законы общества и природы, предугадать политические события или катастрофические явления – эпидемии, неурожаи, землетрясения и многое другое.

Средневековой человек чувствовал своё единство со всеми тварями земными, с окружающим миром. В природе он искал и находил нечто необыкновенное. Многообразные явления и существа представлялись воплощением замыслов Высшего Разума. За видимым миром чудился незримый, бесконечно сложный и прекрасный.

Всё это с позиции современной науки – предрассудки и заблуждения. Но есть у них и важный подтекст. Они предполагают, что человек способен постигать высшую мудрость через её проявления в природе, способен открывать законы бытия.

Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли
И божия дела открыло:
Мой дух, с веселием внемли;
Чудяся ясным толь лучам,

Представь, каков зиждитель сам!
М.Ломоносов

Реформы Петра I в России были революционными преобразованиями, определившими переход к эпохе Возрождения и Просвещения одновременно, а также начало индустриализации. В Западной Европе такой период занял два-три столетия, а на Руси – несколько десятилетий. При всех жестокостях, а то и самодурстве некоторых установлений Петра I, в России завершилось средневековое господство религиозной мысли. В обществе всё более важную роль стали играть наука, техника, образование. Философия оставалась в загоне: государство не было заинтересовано в «вольнодумстве», которое как представлялось власть имущим, содействует бунтовщикам. Господство религиозной мысли сменялось физико-математическим миропониманием, далёким от познания земной бесконечно сложной природы, основанном на схемах, формулах и простых моделях.

Зваянным образом, что в древни времена

Героям ставили за славные походы,

Невежеством веков честь Божеска дана,

И чтили жертвой их в последовавши роды,

Что вера правая творить всегда претит.

Но вам простительно, о поздние потомки.

Когда, услышав вы дела Петровы громки,

Поставите олтарь пред сей Геройский вид;

Мы вас давно своим примером оправдали:

Чудясь делам Его, превысшим смертных сил,

Не верили, что Он от смертных был,

Но в жизнь Его уже за Бога почитали.

М.Ломоносов

Комментариев нет: